STEND.TOMSK.RU
http://stend.tomsk.ru/

Немного о красках: «АКАН»
http://stend.tomsk.ru/viewtopic.php?f=10&t=506
Страница 1 из 1

Автор:  Mizantrop [ 14 июл 2014, 16:51 ]
Заголовок сообщения:  Немного о красках: «АКАН»

Немного о красках: «АКАН»

Сидя на днях на рабочем месте, уже целую неделю без работы, дабы с имитировать бурную деятельность перед начальством, а так же для людей, которые начали заниматься моделизмом, ну и для тех, кто уже давно этим занимается, решил я написать несколько статей о красках.
Полазав на просторах интернета я обнаружил множество статей, которые неплохо рассказывают о типах краски, ее видах, но почти не нашел информации о палитре и применении красок на практике. Все рекомендации сводятся к одному : «…при покраске использовал то и то…». А эта информация в принципе никак не помогает в выборе.
По собственному опыту, даже уже, будучи давно зараженный моделизмом, выбираю краску, которой раньше не пользовался с некоторым опасением и недоверием, даже если эту краску многие рекомендуют. Каждому своё, и каждый предпочитает свои фломастеры по вкусу и цвету.
Это и сподвигло меня начать писать данную статью.
А начну я с той краски, которой я пользуюсь или пользовался, но из-за ряда недостатков отказался.
Итак, приступим:
«АКАН»
Краска «АКАН» выпускается с начала 90-х годов Александром Аканихиным.
Краска в основе своей замешана на 2 видах растворителя: 1 группа – это акриловые краски на оригинальном разбавителе, 2 группа – акрилатексные краски на водно-спиртовой основе.
Про первую группу рассказать пока не смогу. Красками на данной основе я не пользовался. А вот на второй группе остановлюсь намного подробнее, потому как она самая используемая.
Акрилатексные водоразбавляемые краски очень удобны, долго засыхают, отчего идеально подходят под кисть, имеют богатую палитру.
Производитель предлагает 2 вида разбавителя для данных красок:
1 – для разбавления красок под кисть, арт № 74001;
2 – для разбавления красок под аэрограф, арт. № 74000;
Это прозрачные баночки (15, 75 мл) с прозрачной бесцветной и без запаха жидкостью. Путем нехитрых уговоров, а в последующем и пыток некоторых лабораторных сотрудников одного НИИ, удалось установить, что данные разбавители состоят из дистиллированной воды и примерно 5-10 % спирта. Разница между этими двумя разбавителями и заключается как раз в количестве спирта в общем объеме жидкости. Но сколько, в каком сказать, к сожалению, не могу, да и не имеет это значения.
Спирт повышает у краски морозоустойчивость, а так же текучесть, и немного уменьшает время высыхания, что в какой-то мере удобно для аэрографа.
Что будет если использовать другие растворители:
1. Ацетон – краска категорически его не переносит, он агрессивен по отношению к ней и как итог краска сваривается и превращается в «суп» с лохмотьями, теряет вязкость, укрывистость, цвет, дальнейшему использованию не подлежит.
2. 646 растворитель – все происходит по сценарию, описанному в 1 пункте, но одной отличительной особенностью является то, что краска варится не лохмотьями а сворачивается в шарики подобные ртутным и катается внутри растворителя, но итог все равно один.
3. Уайт спирит – сценарий пункта 1, но более медленно;
4. Спирт медицинский, ИПС – спирт можно использовать при разбавлении данных красок, НО при некоторых условиях. Те оттенки краски, в которых присутствуют светлые или белые тона теряют свой первоначальный цвет и становятся светлее. Спирт сваривает белый пигмент, от чего страдает и цветность и качество.
Темные оттенки же показали переносимость чистого спирта как разбавителя. Но как разбавитель я все равно бы его не рекомендовал, от греха подальше…
5. Дистиллированная вода, водка, «мертвая» вода – самые подходящие разбавители в качестве альтернативы оригинальному разбавителю. Краска переносит их без истерик и капризов.
При покраске кистью схватывание краски происходит в течение 5-8 минут, полимеризация краски происходит в течение 15-20 минут, для полного высыхания нужно около 30 мин.
При покраске аэрографом это время уменьшается в разы, и для полного высыхания краски требуется около 10 минут.

Вложения:
Комментарий к файлу: Тематические наборы краски "АКАН"
47305.JPG
47305.JPG [ 50.45 KiB | Просмотров: 12243 ]
Комментарий к файлу: Разнообразие аутентичных цветов
AKANcataloguePg2lgscan.jpg
AKANcataloguePg2lgscan.jpg [ 95.84 KiB | Просмотров: 12243 ]

Автор:  Mizantrop [ 14 июл 2014, 16:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

Итак, мы разобрались с разбавителями. Идем дальше.
Огромным достоинством я считаю богатую палитру цветов. Причем не просто палитру, а с обозначениями именно тех марок красок, которые использовались для покраски техники/авиации/флота определенного периода. Не надо возиться с подбором тона краски, красить можно прямо из банки.
Наименования красок позволяют работать с нормативными документами, чертежами и номенклатурами, фотографиями при покраске напрямую. Сказано красить в светло-голубой цвет, по номенклатуре это АМТ-7, берешь банку с краской АМТ-7 и красишь.
Вся палитра состоит из красок полуматовых оттенков. Глянцевые и матовые краски мне не попадались.
Кроме того, в палитре цветов имеются различные альтернативы.
Приведу пример: до 1941 года в СССР при покраске авиации использовались существовавшие на тот момент аэролаки серии А (А-14 светло-серая, А-19 светло-зеленая, А-18 светло-голубая). Аэролаки были на нитрооснове (нитроцеллюлоза), и имели глянцевый оттенок. После проведения испытаний различных камуфляжей установили, что глянец очень демаскирует самолет. Дальнейшие разработки в этой области позволили наладить выпуск авиационных красок серии АМТ, имевших уже полуматовых оттенок и ту же палитру оттенков. В 1941 году заводы перешли на покраску самолетов красками серии АМТ. Серия А использовалась для металлических поверхностей, серия АМТ для деревянных и полотняных обшивок.
Таким образом, если вам нужен зеленый цвет для покраски самолета, и вы не можете найти краску нужного оттенка серии АМТ, его всегда можно заменить краской серии А и наоборот.
Для примера приведу некоторые соответствия:
АМТ-1 – светло-коричневая – аналог А-21м;
АМТ-4 – зеленый – А-24м;
АМТ-6 – черно-синий – А26м;
АМТ-7 – голубой – А28м;
АМТ-12 – темно-серый – А32м.
Краски собраны по тематическим наборам, для разных стран (США, СССР, Германия и т.д.), что я считаю огромным плюсом. На каждой баночке указание об историческом использовании данного цвета.
О красках Советской авиации можно прочитать в монографии: «Цвета Советской Авиации», выпуски М-Хобби за 1997 год № 9, за 1999 год № 1, 2, 3 , 4.
О палитре оттенков можно узнать на нашем сайте viewtopic.php?f=14&t=43, viewtopic.php?f=14&t=42 и на сайте производителя.

Вложения:
Комментарий к файлу: Оригинальный растворитель для акрилатексных красок
74000_akan.JPG
74000_akan.JPG [ 62.16 KiB | Просмотров: 12242 ]

Автор:  Mizantrop [ 14 июл 2014, 16:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

Итак перейдем к непосредственному использованию.

Красим кистью: Любую краску в независимости от производителя или основы перед использование необходимо взболтать и перемешать. Это один из основоположных принципов. Нередко причиной плохой окраски модели является именно плохо перемешанная краска, когда пигмента просто не хватает для того, чтобы произошло нормальное окрашивание.
В качестве совета рекомендую перед использованием взболтать краску в закрытой баночке 10-15 секунд, открыть, перемешать все тщательно зубочисткой, и после этого закрыть и снова взболтать 15-10 секунд. Недостаток этого метода – когда перемешиваешь зубочисткой очень много краски остается на зубочистке, что не есть «гут». Чтобы этого избежать в баночку с краской кидается простой металлический шарик (например, круглая пуля от пневматического пистолета, калибра 4,5 мм) – он будет прекрасным помощником во взбалтывании краски. Осторожно нужно быть со стеклянными баночками дабы не расколоть!
Красить «АКАНом» можно сразу из банки. Его водно-спиртовая основа очень хорошо ложится на пластик. Главное избегать толстого слоя и не заливать мелкие детали.
Если краска кажется густоватой, ее можно разбавить растворителем и опять же главное не перестараться, потом как в этом случае есть вероятность, что краска при нанесении будет сворачиваться в капельки.
Общим недостатком «АКАНа» является так же тот момент, что он норовит свернутся в капельки на грунтованной поверхности.
Густоту краски необходимо подбирать опытным путем и руководствуясь общими принципами покраски «чем тоньше - тем лучше» наносить краску тонким слоем, в несколько приемов, дав каждому слою высохнуть. В этом случае получается аккуратная окрашенная поверхность без разводов и залитых деталей.
Теперь перейдем к следующем способу окраски, к сожалению не такому распространенному как кисть или аэрограф, но не менее достойному в моделизме, ибо он дает окраску намного аккуратнее чем кисть, но хуже чем аэрограф. Для новичка в моделизме, да и просто для человека у которого нет аэрографа, этот метод будет отличным решением и стимулом в дальнейшей работе. Окраска губкой.
Сам метод окраски губкой (спонжом, кусочком поролона) я уже описывал в отдельной маленькой статейке viewtopic.php?f=9&t=429 , которая немного недоработанная, но в общих чертах дает представление об этом методе покраски. Этот метод подходит для всех красок на водно-спиртовой основе и «АКАН» здесь не исключение. Густота краски определяется как описано выше, опытным путем, лучше если «АКАН» будет немного жидковат. В поролоне (спонже) краска расходуется не вся сразу, со временем она немного густеет, подсыхает, поэтому если она будет немного жиже, чем нужно для окраски кистью страшного в этом ничего нет. Поскольку при покраске губкой слой наносится тонкий и подсыхает практически сразу излишняя разбавленность краски нам так же будет на руку.
Теперь немного про покраску аэрографом.
При покраске аэрографом краску «АКАН» я не рекомендую разбавлять вообще. Мой метод подготовки аэрографа перед покраской «АКАНом» такой:
- Чистой дистиллированной водой, либо родным растворителей капаем в бачок аэрографа и продуваем всю жидкость;
- Инсулиновым шприцом еще раз капаем 2-4 капельки растворителя (зависит от того, сколько краски будет наливаться в бачок);
- Потом с баночки (либо другим мерным инструментом) в бачок наливается краска и перемешивается зубочисткой (можно зажать сопло аэрографа и немного «побурлить» перемешивая краску воздухом).
Краски я обычно капаю немного 15-20 капель. Делаю я это по двум причинам:
1. Потому что крашу из банки, «АКАН» не требует замешивания цвета;
2. Работаю «АКАНом» я с авиацией в 72-м масштабе, много краски не требуется, да и если не хватит всегда можно долить прямо из банки.

Что будет если краска будет густой:
При нормальном давлении, краска просто не сможет пройти через сопло аэрографа и он будет забиваться. Появится шагрень, в некоторых печальных случаях даже ошметки краски. Краска будет быстро полимеризоваться в бачке и в канале аэрографа, это приведет к закупориванию, как уже описано выше и последующим проблемам с чисткой аэрографа.

Если краска будет жидкая:
При попадании на поверхность она не будет ложиться ровным слоем, а начнет растекаться по поверхности, сворачиваться капельками, затекать в углубления, что в итоге приведет к закрашиванию мелких деталей и углублений без нормальной окраски плоских поверхностей.
Важно отрегулировать давление компрессора: рекомендуемое давление 1,5 – 1,8 атм. Меньше не рекомендую, ибо не продавит воздух краску. Больше можно, но только в том случае если окрашиваются плоские поверхности с большой площадью (крылья и фюзеляж самолетов, корпус танка). Если при высоком давлении начать наносить камуфляж, либо мелкие рисунки, из-за излишней скорости краски она будет ударяться о поверхность и разлетаться в разные стороны, в большой степени образуя по виду кляксу, нежели линию.
Краска «АКАН» чувствительна к уайт-спириту, ацетону и других агрессивным растворителям даже в полностью просохшем состоянии, поэтому прежде чем использовать смывки на этих основах, фильтры, или пигменты, модель необходимо покрыть лаком, желательно не на водной основе (для тех у кого нет аэрографа я рекомендую использовать лаки фирмы «Tamiya», они на странной основе (едят все: от воды и спирта, до 646 растворителя) и позволяют нанести себя как кистью так и губкой, а после высыхания не боятся уайт-спирита и различных смывок).
Какой лак выбрать глянцевый или полуматовых решайте сами, в зависимости от поставленных целей.

Пример использования красок "АКАН" можно посмотреть здесь: viewtopic.php?f=20&t=477

Немного о металликах:

У всех производителей всегда есть линейка краски с цветами металлик. Самый используемый представитель этих цветов это авиационных алюминий. Из прочитанной мною информации, я выяснил, что металлики от «АКАНа» имеют один существенных недостаток – это крупное зерно пигмента в краске. Аэрограф очень капризничает при использовании металлика, причем как на водной, так и на иной основе.
При личном использовании в аэрографе я проблем не заметил. Мелкие рисунки и линии я не наносил, а при площадном окрашивании все решается увеличением давления компрессора.

Вот в принципе, наверное, и все, что я могу рассказать про эту краску. Я определенно мог что-нибудь забыть или в чем-то ошибиться, поэтому всегда жду уточнений и комментариев, будем редактировать статью вместе.
Надеюсь, мой труд в рабочее время поможет новичкам определиться с выбором краски.

На очереди «Звезда» и «Tamiya».

P.S. Не стоит воспринимать эту статью в качестве рекламы, я не такой.

Автор:  Иван [ 15 июл 2014, 14:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

Да здравствуют дни на работе без занятости! good
А если серьезно, то большущее мерси за обстоятельную авторскую статью! Этого нашему сайту очень не хватает! Будем надеется, что мы в скором времени сможем прочесть статьи про другие краски! Ещё раз спасибо - беру статью на вооружение и буду использовать в своих работах! salute

Автор:  Zarem [ 18 июл 2014, 12:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

Обалденно! Спасибо большое тебе (и твоему начальству :) ) за возможность такого вот экскурса!

Хочу, однако, поторговаться в одном моменте: про защитный лак. Вот именно Тамию и люди не рекомендуют, и я сам на практике столкнулся, использовать в качестве основы для везеринга эмалями и маслом. Видимо из-за как раз своей всеядности, он не шибко устойчив к уайт-спириту и похожим жестоким растворителям. Многие пишут, что в реальности это наблюдали. Я же сам поверх тамиевского глянца использовал только вальеховские жидкости для приварки декалей - и да, местами получались липкие неприятности... Потому рекомендуют как раз именно акриловые лаки на водной основе - просто дать им закрепиться в течение, допустим, одной ночи. Тот же вальехо. Или вот Аммо Миг хочу попробовать в этом качестве.

Автор:  Mizantrop [ 19 июл 2014, 10:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

Я просто основывался на том, что когда гадил свой Bf-109e, который вы уже видели, задувал его именно Тамиевским лаком, использовал на нем, после этого Миговские смывки и фильтры, а потом еще и масляные точки. Поэтому я и указал именно Тамиевский лак.
Но замечание дельное, я его учел, спасибо.

Автор:  alten Ratten [ 20 окт 2016, 00:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

Возник вопрос, что из себя представляет краска АМТ-1 "светло коричневая" и из чего ее лучше всего намешать?

То, что у меня есть от АКАН, - коричневый не напоминает даже отдаленно. Цвет точнее всего можно описать как: "засохшая земляная грязь без примеси глины" Одна сполшная серость без посторонних оттенков.

Автор:  Vitaks [ 20 окт 2016, 01:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

Из монографии "Цвета советской авиации":
Цитата:
Цвет АМТ-1 можно назвать светло-серо-коричневый или цветом "кофе с молоком", причём такого, в котором преобладает молоко. ТУ допускали "незначительные изменения расцветки при хранении". Так же как и другие аэролаки АМТ, АМТ-1давал полуматовое покрытие.

Ещё вот что пишут по этому поводу на скале http://scalemodels.ru/articles/9-cvet-a ... -il-2.html

Автор:  Mizantrop [ 20 окт 2016, 10:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

Вопрос весьма хитрый. Красил я свой Ил-4 водорастворимым Аканом АМТ-1, так вот все модельное сообщество высказалось против этого цвета - мол в цвет не попал, он не такой, но какой именно никто не сказал. Но в интернетах пишут, что мол у Акана есть А-21 (она не на водном растворителе, а на каком то другом типа 646) так вот он больше похож на настоящий АМТ-1.
SkalWiki говорит, что АМТ-1 должен быть такой http://colorserver.net/showcolor.asp?fs=26306
Есть еще вот такая таблица соответствия советских аэролаков краскам Тамия http://paper-planet.ucoz.net/_fr/0/7959330.pdf

Есть еще вот такие 2 фотографии, это Пе-2 вытащенный из болота-озера в Польше. Если этот цвет все таки АМТ-1 (а не какой то польский песочный) то с учетом выгорания краски и подъедания ее водой (а в воде цвет краски сохраняется лучше) выглядит он вообще вот так.

Вложения:
sovetsky_bombarder_pe2_po_vyloveni_z_jezera_1996.jpg
sovetsky_bombarder_pe2_po_vyloveni_z_jezera_1996.jpg [ 178.79 KiB | Просмотров: 9741 ]
пе-2 болото.JPG
пе-2 болото.JPG [ 166.72 KiB | Просмотров: 9741 ]

Автор:  Zarem [ 20 окт 2016, 11:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

нынче еще у ZIP-макета появились красочки, так вот у них тоже есть линейка советских авиационных цветов уже намешанных. Можно их цвет попробовать:
Изображение

Автор:  Vitaks [ 20 окт 2016, 19:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

Mizantrop писал(а):
Но в интернетах пишут, что мол у Акана есть А-21 (она не на водном растворителе, а на каком то другом типа 646) так вот он больше похож на настоящий АМТ-1.

Приведу ещё одну цитату из вышеупомянутого мной источника:
Цитата:
ТУ на масляную эмаль А-21м (цветовой аналог АМТ-1) были утверждены и введены в сентябре 1943 г. Эмаль изготавливалась на цинковых белилах с добавкой колерных пигментов, вероятно, аналогичных пигментам аэролака АМТ-1. Однако цвета этих двух красок несколько отличались друг от друга из-за различий в пленкообразующих: масляный лак имел желтоватый оттенок, а нитроцеллюлоза - практически прозрачна. Поэтому цвет А-21м был немного более желтым, более теплым. Эта особенность присуща всем масляным эмалям, если сравнивать их с аналогичными по цвету аэролаками, но хорошо заметна только у эмалей светлых оттенков, таких как А-21м и А-28м. Другим характерным для масляных эмалей отличием А-21м являлась матовая поверхность высохшей пленки.

Исходя из всего этого, думаю, что у Аканихина с цветами всё в порядке.

Автор:  alten Ratten [ 21 окт 2016, 01:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

Все прочитал, всем спасибо, обобщаю, как я это все понял:

1. АМТ-1 отпадает, потому как Пе-2 был не деревянным, а все же цельнометаллическим.
2. А-21, - стоит посмотреть, коли попадется. Ну если что-то буду заказывать, то куплю до кучи, а то транспортировка дороже краски выйдет.
3. Насчет фотографий Польского Пе-2, - там где сухо, цвет похож на выгоревший RLM-76, но мокрый точно не он и всяко не коричневый, а ближе к британскому песочному.
4. Таблица соответствия тамии доверия не внушает: "коричневый НАТО" -он конечно коричневый, но точно не светлый.
5. А вот описание из монографии как "кофе с молоком" стоит попробовать (если А-21 не найду). Исходя из того что есть под рукой видятся 2 варианта:
5.1 взять "шоколадный" от японских пропеллеров, разбодяжить белой краской и посмотреть что получится.
5.2 взять RLM-76 и вспомнить какой цвет нужно в нее добавить, чтобы желтизну уменьшить.

Автор:  Vitaks [ 21 окт 2016, 01:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

2. У ЗИП Макета есть как АМТ-1, так и А-21м. Отличаются они или нет - не знаю.
4. Мне эта таблица тоже доверия не внушила, поскольку в ней АМТ-1 и А-21м - один и тот же цвет. А в качестве А-14 предлагается использовать ХF57(!), может опечатка.
5.3 Взять АМТ-1 и добавить жёлтого.

Автор:  alten Ratten [ 21 окт 2016, 01:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

5.3 кстати да, - я об этом не подумал (видимо мысленно уже списал тот акановский АМТ-1 в расход).

Автор:  alten Ratten [ 24 окт 2016, 01:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного о красках: «АКАН»

Ну в общем бодяжил, бодяжил тот АМТ-1. В результате вернулся почти к исходному цвету, только не зеленовато-серого, а именно серовато-коричневого оттенка.

Изначально ошибся с концептом и добавил в АКАН желтую Тамию, (добавлять надо было красную), цвет ушел в сторону авиаля (желто-зеленый). Добавил красной Тамии, цвет стал коричневым, но темнее исходника и более теплым.
Добавил "не белой" (уйайт офф) ганзы а затем (что-бы ликвидировать желтизну) небесно голубой (тоже ганзы).
В результате все-же получил что-то коричневатое, очень близкое к цветным картинкам из монографии о цветах советской авиации.

Как поведет себя смесь от 3х разных производителей - пока не знаю (голубая ганза в АКАН-Тамиевском миксе растворяется не очень)

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 7 часов
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/