Вложение:
1273124377_00zvezda.jpg [ 3.54 KiB | Просмотров: 9966 ]
Вложение:
1273124377_00icm.jpg [ 2.9 KiB | Просмотров: 9966 ]
Наверное, трудно будет найти любителя истории или техники, кто не слышал бы про такой самолет как «Мессер»! «Мессер» или Messerschmitt Bf-109 был основным истребителем Luftwaffe во время Второй Мировой войны. И, пожалуй, одним из самых известных самолетов той эпохи. Его модификация Bf-109F, выпущенная в 1940 году, стала одним из символов фашистской агрессии против Советского Союза.
Практически все модельные фирмы имеют в своем каталоге модель 109-го «Мессера». Не стала исключением и российская фирма Звезда. После перепаковок 109-х в 72-м масштабе от Italeri, она выпустила новую модель «Мессера» в 48-м масштабе собственной разработки. Итак, что нам, моделистам, на сей раз предложила Звезда?
Сравнение моделей Bf-109F от двух отечественных фирм (ICM и Звезда) напрашивается само собой. Две модели одного самолета в одном масштабе по практически одинаково низкой цене и современном уровне проработки деталей. По своей сути эти модели – прямые конкуренты между собой. Так какую модель выбрать для сборки?
В моем распоряжении оказались две модели, которые я хочу сравнить: Bf-109F-4 от фирмы ICM и модель Bf-109F-2 от фирмы Звезда. Стоит оговориться, что ICM пакует один и тот же пластик как в коробку с модификацией F-2, так и с F-4 (плюс подвесное вооружение). Поэтому сравнение будет вполне корректным.
Модель от ICM содержит в наборе 109 пластиковых деталей, из которых 22 детали – подвесное вооружение модификации F-4. Таким образом, на самолет как таковой остается 87 деталей. Модель от Звезды содержит в наборе 159 деталей. Получается почти двукратное превышение количества деталей по сравнению с ICM. И это заметно «невооруженным» глазом – детализация у Звезды более подробная.
Литники 109-го от Звезды выглядят очень убедительно.
Вложение:
1273124594_1.jpg [ 124.43 KiB | Просмотров: 9966 ]
Вложение:
1273124594_2.jpg [ 114.15 KiB | Просмотров: 9966 ]
Вложение:
1273124594_3.jpg [ 101.37 KiB | Просмотров: 9966 ]
Вложение:
1273124594_4.jpg [ 125.89 KiB | Просмотров: 9966 ]
Сделаны практически все детали, что могут быть видны при открытой кабине и открытом капоте. Подробно проработано всё: стенки и капоты моторного отсека; двигатель и его агрегаты; радиаторы и их обтекатели; ниши, стойки и щитки шасси; кокпит. Все рулевые поверхности и капоты даны отдельными деталями и позволяют собрать модель практически в любой конфигурации. Проработка поверхностей модели (швы, клепки, провисание ткани) выполнена на высочайшем уровне и практически не требует доработки. Можно считать приятным бонусом возможность сделать открытыми отсеки крыла для дополнительного оборудования. В этих отсеках дан силовой набор, который виден при открытой панели. В наборе даны 2 варианта фонаря кокпита и 4 варианта лобового козырька, а также 2 варианта приборной панели и заголовника пилота, что позволяет сделать модели разных самолетов, в зависимости от времени выпуска и оснащения. Фонарь кабины имеет один досадный недостаток – неверный профиль остекления вверху откидной части в районе форточки. Решение сделать форточку и стекло наиболее копийно, как бы внахлест, привело к появлению неправильной верхней рамки, дабы была возможность разнять литьевую форму. Весьма спорное решение технологов. Пластик имеет приемлемый уровень шероховатости, не ломкий, но и не вязкий.
Что сказать о модели от ICM? Эта модель – не редкость, и каждый интересующийся уже сложил свое мнение о ней. Могу лишь отметить, что вся детализация выполнена намного проще, чем у модели от Звезды.
Вложение:
1273124594_5.jpg [ 93.25 KiB | Просмотров: 9966 ]
Вложение:
1273124594_6.jpg [ 90.04 KiB | Просмотров: 9966 ]
Вложение:
1273124594_7.jpg [ 115.29 KiB | Просмотров: 9966 ]
Вложение:
1273124594_8.jpg [ 105.78 KiB | Просмотров: 9966 ]
Это касается и радиаторов, и шасси, и кабины, и подкапотного пространства. Всё это можно (и нужно!) дорабатывать, чтобы получить приличную модель.
Еще хуже обстоят дела с имитацией провисания полотна на рулевых поверхностях – они чрезвычайно не копийные и напоминают рыбий скелет. Тема провисания полотна неоднократно обсуждалась, (дабы не спрашивать авторского разрешения, даю ссылку на свою статью). При этом, все рули отлиты заодно с плоскостями. Их придется изрядно дорабатывать (читаем – переделывать). Пластик у ICM, в отличие от Звезды, имеет явно выраженную шероховатость и нуждается в шлифовке всего планера с последующим восстановлением расшивки. Фонарь кокпита чистый и прозрачный, но позволяет сделать только 1 вариант.
В чем, по-моему, модель от ICM превосходит модель от Звезды, так это в декали. Звезда в этой номинации проигрывает безоговорочно. У Звезды, к сожалению, нет и намека на технические надписи; кокарды и эмблемы выполнены грубо и не точно; цвета искажены. Единственное достоинство декали от Звезды – наличие наклейки на приборную панель пилота, что упрощает окраску кокпита. Достойную отличного пластика декаль, к сожалению, придется докупать «на стороне». И это – серьезный минус, увеличивающий цену модели на цену декали.
Вложение:
1273124820_dekal.jpg [ 124.48 KiB | Просмотров: 9966 ]
Основные геометрические размеры моделей схожи. Виду отсутствия у меня абсолютно правильных чертежей Bf-190F было решено провести минимальное сравнение с чертежом, взятым с сайта «Уголок неба».
Результаты сравнения показали, что модель от Звезды имеет более точные обводы руля, крыльев, фюзеляжа, винта. Вызывает сомнение «худоба» воздухозаборника компрессора.
Геометрия модели от ICM не так точна, но и безнадежной её назвать нельзя. Основные несовпадения с чертежом таковы: неверный винт, руль направления, крыло. Видна излишняя угловатость нижней части фюзеляжа.
Вообще, геометрия этих моделей – тема отдельного и более глубокого анализа, который выходит за рамки данного обзора.
Также мной было проведено сравнение самых видимых элементов моделей с фотографиями самолетов.
Сравнение с фотографиями показывает, что модель от Звезды если и имеет отклонения от прототипа, то они незначительны. А вот модель от ICM имеет видимые отличия от фото настоящих машин (на сравнительных фотографиях даны соответствующие элементы самолетов). Значительно отличаются от фотографий ниши шасси и оперение модели. Винт в версии ICM имеет меньший, чем надо диаметр и заострен на концах и у комлей, что тоже неверно. Наиболее заметные отличия в исполнении рассмотренных моделей такие: ниши шасси очень подробные у Звезды (имитирована даже шнуровка брезента в колесных нишах), и очень упрощенные у ICM (нет даже характерных овальных отверстий в нишах стоек); руль поворота у модели от ICM имеет значительные неточности по геометрии и неверную имитацию провиса полотна, а у Звезды он сделан гораздо точнее, и имеет только незначительную погрешность в районе триммера и навигационного огня; двигатель от ICM имеет неточности, в отличие от двигателя от Звезды.
Уровень детализации кокпита виден по иллюстрациям из инструкций к моделям.
Вложение:
1273126543_zvezdainstr.jpg [ 116.99 KiB | Просмотров: 9966 ]
Вложение:
1273126543_icminstr.jpg [ 80.85 KiB | Просмотров: 9966 ]
Вложение:
1273126543_stenki_kabiny.jpg [ 108.56 KiB | Просмотров: 9966 ]
Звезда дает подробную кабину из 26 деталей (плюс стенки кабины с оборотной стороны половинок фюзеляжа), ICM – из 10 деталей (плюс стенки на фюзеляже, которые проработаны весьма условно). В итоге: достаточно детальная и подробная проработка кокпита – у Звезды, и очень упрощенная (я бы сказал, на неплохом уровне, но для 72-го масштаба) – у ICM. При сборке моделей кокпит от Звезды потребует лишь аккуратности и незначительной доработки, в то время как в сборке кокпита от ICM без смолы или травленки приемлемый результат получить будет сложно.
По поводу собираемости моделей пока ничего сказать не могу, т.к. пока их не собирал. Могу лишь высказать мнение коллег, собиравших данные модели. А мнение такое: обе модели далеки от сборки «на щелчке» и требуют некоторых «шпаклевочных» работ.
Считаю нужным упомянуть ещё и то, что вокруг новой модели от Звезды еще задолго до её появления было разведено много суеты, слухов и разговоров о «самой лучшей модели Мессера в 48-м масштабе». Поэтому многие, взяв, наконец, в руки пластик, испытали некоторое разочарование из-за наличия недоливов, утяжин и плохой декали. Полагаю, что это – лишь отзвук излишней шумихи. Модель у Звезды получилась достойная и при умелой сборке позволит получить очень хороший результат.
В качестве резюме позволю себе высказать своё личное мнение. Во всем, кроме декалей, безоговорочный лидер – Звезда! И если бы не усадка пластика и недоливы в некоторых местах, модель можно было бы назвать образцовой. А пока я охарактеризовал бы её как отличную модель «Фридриха» в 48 масштабе. А при цене в 10$ — просто как уникальную и беспрецедентную! При одинаковой цене и доступности двух рассмотренных моделей, лично для меня модель Bf-109F от фирмы Звезда гораздо предпочтительнее таковой от фирмы ICM. Хотя, справедливости ради, скажу, что и из набора от ICM тоже можно сделать неплохую модель. Но придется приложить гораздо больше усилий и потратить намного больше времени и сил, чем при работе с моделью от Звезды.