ОБОЗНАЧЕНИЯ
Истребители
Обозначения военных самолетов служили дополнением государственных опознавательных знаков и помогали в быстрой идентификации машин, а также информировали о принадлежности к конкретной боевой части. Гражданским признаком принадлежности к Германии была буква D -Deutschland. Первоначально применялся буквенно-цифровой код в диапазоне D - 1267. Примером может быть самолет Arado SSD-D-817 или пассажирский Koolhoven FK 33-D-1250.
С 1933 г. начал применяться четырехбуквенный код, например, D-ASFF. Параллельно применялась старая система (примерно до середины 1936 г.). Новая система обозначений позволяла с помощью кода определять категорию самолета, то есть взлетную массу, количество пассажиров и отдельно количество двигателей. Этот код представлен в таблице.
Остальные три регистрационные буквы заключались в диапазоне AAA-ZZZ. И так могли быть следующие регистрационные коды: DYAAA-DYZZZ, DEAAA-DEZZZ, DIAAA-DIZZZ, DOAAA-DOZZZ, DUAAA-DUZZZ, DAAAA-DZZZZ.
Группа обозначений DIAAA-DIZZZ была зарезервирована для прототипов военных самолетов.
Первый истребитель Reklame fliegerabteilung Arado Ar 65 нес таким образом обозначение D-IAAA (первая машина в серии). Из числа летающих лодок Do 15 имели обозначение категории С, например, D-ABAS; Не 111 С-02 «Leipzig» - также обозначение самолета категории С: D-AQYF. Учебные самолеты несли чаще всего обозначение категории А2 - например, Klemm Kl 25d: D-EPAK.
Интересными являются обозначения строившихся для учебных целей (на заводе Huffer в Мюнхене) истребителей Fokker D VII, которые несли коды, зарезервированные для военных самолетов, например, D-IHOT. Знаменитая во времена I мировой войны «Летающая бритва» и в дальнейшем признавалась (в 1938 году!) грозной боевой машиной.
Регистрационный код всегда наносился черной блестящей краской на крылья и фюзеляж самолета.
Справа на задней части фюзеляжа наносились технические данные машины. В их состав входили: информация о владельце самолета, адрес владельца, собственная масса самолета, грузоподъемность, максимальная стартовая масса,
Группа Ju 52/3mge из I./KG 152 «Hindenburg». Самолеты в светлосерой окраске RLM 63 с отчетливо видимыми обозначениями. Balkenkreuz с белыми обводками, типовыми для 1936 г.
максимальное число членов экипажа, категория самолета и дата последнего технического осмотра. Буквы записи имели высоту 25 мм, а ширину 4 мм, рисовались с помощью шаблона, чаще всего черным или красным цветом. Пример содержания такой информации, помещенной на самолете Не 46:
FLUGZEUHALTER: TECHNISCHE SCHULE (владелец)
BERLIN ADLERSHOF (адрес)
GRUPPE: LB1 Н4 (категория)
LEERGEWICHT: 1725 KG собственная масса)
GESAMTLAST: 545 KG грузоподъемность)
HOCHSTZUL: 2270 КО (максимальная стартовая масса)
PERSONENZAHL: 2 (экипаж)
LEITZEPRAFG: 18.11.37 (дата последнего осмотра)
В конце 1935 г. гражданские обозначения заменены пятизначным войсковым кодом (например, 21+Е23), в котором первая цифра обозначала принадлежность к воздушному округу (Luftkreis), а вторая - эскадру (Geschwader) в данном округе. В тот период имелось шесть воздушных округов: I в Кенигсберге, II в Берлине, III в Дрездене, IV в Мюнстере, V в Мюнхене, VI в Киле. На третьем месте находилась буква, служащая индивидуальным обозначением самолета в эскадрилье; на четвертом - цифра, обозначающая группу (Gruppe); на пятом -цифра, обозначающая эскадрилью (Staffel). Этот код наносился по обе стороны фюзеляжа (два первых знака перед крестом, а следующие три за ним) и на крыльях между крестами так, чтобы единственная буква кода находилась на оси симметрии корпуса. Некоторые истребительные эскадры (Jagdgesch-wader) получили в то время почетные наименования. К ним принадлежала JG 132, получившая наименование «Richthofen» в память самого знаменитого пилота-истребителя времен I мировой войны - «Красного барона» Ман-фреда фон Рихтгофена. Одновременно с этим присвоением на машинах JG 132 начали закрашивать красным цветом носы самолетов (позднее также верх фюзеляжа и полосы на корпусе).
То же произошло с JG 134, получившим наименование по имени и фамилии члена штурмовых отрядов СА, погибшего в стычке с коммунистами - «Horst Wessel». В этой эскадре носы самолетов окрашивались темно-коричневым цветом - как рубахи штурмовиков.
В других соединениях переняли этот обычай, и таким способом появилось дополнительное обозначение эскадр:
JG 131 (Jesau) - черный
JG 132 (Doberitz) - красный
JG 134 (Dortmund) - темно-коричневый
JG 232 (Bernburg) - зеленый
JG 233 (Bad Aibling) - светло-голубой
JG 234 (Kolonia) - оранжевый
Несмотря на приказ о введении этой системы обозначений, новый способ утверждался в эскадрах медленно. Даже в середине 1936 г. самолеты Аг 65 F из JG 134 не имели предписанных коричневых полос на капотах двигателей. Иногда самолеты несли обе системы обозначений. Не 51 из 1./JG 132 кроме кода (например, 21+D11) имели капот двигателя красного цвета. В II./JG 132 самолеты Не 51 носили названия, нанесенные белой краской на красных капотах - например, «Panther», «Jaguar», «Leopard», «Tiger» и т.п.
В 1936 г. каждая истребительная эскадра (Jagdgeschwader) насчитывала по штату 117 машин, распределенные по трем группам по 36 самолетов. Каждая группа состояла из трех эскадрилий по 12 истребителей. Считая эскадрилью базовой структурной единицей, постановили упростить систему обозначений, введя 2 июля 1936 г. инструкцией LA Nr. 1290/36 (обязательной с 1 сентября) новую систему. Она заключалась в присвоении отдельным самолетам в эскадрильях номеров от 1 до 12. Они рисовались белым цветом (с черной обводкой), а размещались на передней части фюзеляжа и на верхней и нижней поверхностях центроплана. Все цифры были одинаковой величины. Принадлежность к эскадрилье обозначали: или отсутствие символов (эскадрильи 1,4,7), или белая полоса вокруг передней и задней частей фюзеляжа (эскадрильи 2,5,8), или белые круги на передней и задней частях, сверху и снизу фюзеляжа (эскадрильи 3,6,9). Так как истребители в то время носили светло-серый камуфляж, и белые элементы на нем были малозаметны, в качестве фона использовали широкие полосы цвета соответствующей эскадры. Самолеты командиров эскадрилий не имели специальных обозначений, однако было принято, как правило, что они несли номер «1». Группа, к которой принадлежал самолет, определялась по символу (белому с черной обводкой) слева от цифры на фюзеляже, а именно: I группа не имела вообще символа; II группа - горизонтальная полоска; III группа - волнистая линия. Командиры групп летали на самолетах без номеров, а на их месте находились шевроны (также белые с черной тонкой обводкой). Эскадры идентифицировались по цвету, которым были окрашены нос и верх фюзеляжа и полосы на нем. Самолеты командиров эскадр обозначались только шевронами и длинными полосками с красной обводкой. Последнее принципиальное изменение в обозначениях истребителей Люфтваффе произошло в 1938 г. Каждой эскадрилье был присвоен цвет, которым рисовались номера и символы групп на фюзеляже. Эскадрильи 1,4,7,10 - знаки белого цвета с черной обводкой; эскадрильи 2,5,8,11 - красного цвета (очень редко черного) с белой обводкой; эскадрильи 3,6,9,12 - желтого цвета (очень редко коричневого) с черной обводкой (редко - белой). Номер наносился чаще всего сбоку от фюзеляжного креста всегда со стороны носа, а символ группы в цвете эскадрильи находился с противоположной стороны креста, со стороны киля. I группа не имела вообще символа; II группа - горизонтальная полоска; III группа - сначала волнистая линия, ас 1941 - вертикальная полоска; IV группа - черный круг с белой обводкой или небольшой крест.
Принадлежность к эскадре определялась эмблемой, нанесенной на боку фюзеляжа чаще всего вблизи кабины или на капоте двигателя. Эмблемы представляли собой цветные рисунки обычно геральдического характера - стилизованные изображения зверей, растений, холодного оружия или предметов, традиционно связанных с истребительной авиацией. Функциональные обозначения - командиров, адъютантов, технических и штабных офицеров - наносились белым цветом или черным с белой обводкой в форме шевронов и полосок на фюзеляжах, часто занимая там значительное место. Одномоторные самолеты, находящиеся на вооруже-нии частей ночных истребителей (Nachtjagdgeschwader), получили дополнительное обозначение на фюзеляже в виде буквы N (Nacht - ночной) черного цвета или красного с белой обводкой.
Вложение:
Zveno1.jpg [ 6.54 KiB | Просмотров: 8260 ]
Штаб эскадры (geschwader)
Штаб I группы Штаб II группы Штаб III группы
1 эскадрилья 4 эскадрилья 7 эскадрилья
2 эскадрилья 5 эскадрилья 8 эскадрилья
3 эскадрилья 6 эскадрилья 9 эскадрилья
1 группа II группа III группа IV группа
Цвета эскадрильи (staffel) эскадрильи эскадрильи эскадрильи эскадрильи
белый с черной обводкой 1 4 7 10
красный (или черный) с
белой обводкой 2 5 8 11
желтый с черной (или белой)
обводкой 3 6 9 12
Вложение:
Zveno2.jpg [ 5.82 KiB | Просмотров: 8260 ]
Цвета идентификационных букв отдельных бомбардировочных и истребительных эскадрилий
Цвета эскадрильи Группы
(staffel) I II III IV V
белый lstaf.-Н 4-М 7-R 10 -U 13 -X
красный 2 staf- К 5-N 8-S 11-V 14 - Y
желтый 3staf.-L 6-Р 9-Т 12 -W 15 -Z
Цвета идентификационных букв отдельных штабных эскадрилий бомбардировочных и истребительных частей
голубой А - штаб эскадры (geschwader)
зеленый В - штаб I группы
зеленый С - штаб II группы
зеленый D - штаб III группы
зеленый Е - штаб IV группы
зеленый F - штаб V группы
Интересной и не встречавшейся в других армиях формой обозначения самолетов была специфическая окраска коков винтов. В начальном периоде II мировой войны на заводах их окрашивали в черно-зеленый цвет RLM 70, а в частях перекрашивали их носки или полностью коки в цвет эскадрильи. Иногда наносились полоски, как в случае коков «мессершмиттов» Bf-109 из 3./JG 21 во время боев над Польшей в 1939 г. В 1940 г. на четверть конуса черно-зеленого кока наносилась краска цвета эскадрильи (большинство самолетов во время Битвы за Англию имела такие коки). Когда винт и кок вращались, можно было наблюдать характерный оптический эффект, который якобы мог помешать прицеливанию бортстрелков союзных бомбардировщиков.
Также во время Битвы за Англию - осенью 1940 г. - в широких масштабах вводились дополнительные идентификационные обозначения в виде окрашенных желтым или белым цветом капота двигателя, киля и окон-цовок крыльев. Типовым примером этого периода может служить «мессерш-митт» Bf-109 E-4 знаменитого пилота майора Гельмута Вика - кок вместе со всем капотом двигателя и нижней частью руля направления был окрашен желтой краской RLM 04. Аналогично и самолеты JG 54, JG 26, JG 51 имели желтые носы и рули направления, белым цветом отличались «мессершмит-ты» из JG 3.