КОДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ БЫСТРОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Каждый самолет, покидающий сборочную линию, получал, кроме камуфляжа, буквенный заводской код, необходимый на время перелета с завода на военный аэродром соответствующей части. Этот код состоял из четырех букв (например, KB+PV), нанесенных черной или белой краской по обе стороны фюзеляжа таким образом, чтобы Balkenkreuz находился между второй и третьей буквами. Код повторялся на нижних поверхностях крыльев в черном цвете. По прибытии в боевые части код закрашивался камуфляжными красками и на его месте размещались стандартные войсковые обозначения -в случае одномоторных истребителей это была цифра от 1 до 15 в цвете эскадрильи (по одну сторону фюзеляжного креста) и знак группы в том же цвете (по другую сторону). Самолет мог также получить функциональные обозначения (шевроны), зависящие от должности, занимаемой пилотом. На многомоторных истребителях, бомбардировщиках, разведчиках, учебных и транспортных самолетах также наносились соответствующие войсковые коды, например, M8+FH на Bf ПО из 1./ZG 26, где М8 обозначал эскадру ZG 26, буква F или ее контур в цвете эскадрильи (белом) была индивидуальным обозначением отдельного самолета, а буква Н идентифицировала эскадрилью в эскадре - в данном случае l.Staffel.
Заводской код на нижних поверхностях крыльев чаще всего закрашивался. Случалось однако, что его оставляли без изменений или закрашивали частично, при нанесении войскового кода. Известен вид «мессершмитта» Bf 109 G, принадлежавшего асу лейтенанту Эриху Хартману из 7./JG 52, на котором одновременно наличествовали черный заводской код KJ+GJ (снизу на правом крыле K+J, на левом - G+J) и нанесенный непосредственно на него войсковой код: 2+»змейка».
Идентификационные коды накрашивались стандартными красками RLM, перечисленными в таблице.
Вложение:
Table1.jpg [ 31.13 KiB | Просмотров: 10304 ]
Те же самые цвета применялись для нанесения других типов обозначений, например, для окраски коков в цвет эскадрильи или других элементов, как капоты двигателей, рули, полосы на фюзеляже и т.п. Вид цветового обозначения связан был с конкретной частью или районом боевых действий. В ходе Битвы за Англию часто использовались элементы быстрой идентификации в виде окрашенных в желтый или белый цвета носов, рулей или оконцовок крыльев. Помогали они в быстром опознании «своего» самолета во время непрерывных яростных стычек в воздухе. Очень легко было в горячке боя сбить «свой» истребитель (случалось это редко, но все-таки случалось, и к тому же у обеих сторон). Командир I группы из JG 3 капитан Ганс фон Ган осенью 1940 г. воевал на «мессершмитте» Bf 109 Е-4, который, будучи в стандартном камуфляже RLM 71/02/65, имел желтый нос фюзеляжа до кабины и желтый руль направления. Кок его машины был окрашен характерно для 1940 г.: одна половина в заводском черно-зеленом цвете RLM 70, а другая - в белом RLM 21, отличительном для I группы. Дополнительно носок кока был зеленый (RLM 25), что обозначало принадлежность самолета командиру части. Чтобы подчеркнуть это еще сильнее, также эмблема эскадры, «Tatzelwurm», нарисована была в зеленом цвете; на других машинах та же эмблема рисовалась в цвете, соответствующим группе (белом в I группе, красном во II и желтом в III).
Примером окраски рулей и оконцовок крыльев может служить самолет командира эскадрильи обер-лейтенанта Герхарда Шепфеля, воевавшего в 1940 г. на Bf 109 Е-4 из 9./JG 26 «Schlageter» - желтые оконцовки крыльев имели ширину 44 см, горизонтального оперения - 53 см. Желтыми были верхний фрагмент вертикального киля, а также цифра «1» и вертикальная полоска на фюзеляже. В цвет III группы был окрашен небольшой жестяной вымпел, закрепленный на мачте антенны на верху фюзеляжа. Кок машины Шепфеля был заводского черно-зеленого цвета RLM 70 без дополнительных цветов эскадрильи или группы. На коках других самолетов, как в JG 26, так и в других частях, часто наносились «половинки», «четвертушки» или «кольца» цветов эскадрилий или групп.
С 1943 г. на коках Ju 87, Bf 109 и Fw 190 начали рисовать «спирали», чаще всего черные или черно-зеленые (RLM 70) на белом фоне, реже красные (RLM 23), с разной шириной линий и разным «шагом», т.е. числом оборотов. Трудно окончательно утверждать, но обычно говорится о желании затруднить такой окраской точное прицеливание бортстрелкам бомбардировщиков союзников во время атак истребителей Люфтваффе.
Элементы быстрой идентификации, появившиеся в середине 1940 г., начали «экспансию» этого типа обозначений на всех театрах военных действий. В боях над Ла-Маншем принимали участие истребители с желтыми носами и рулями (как в JG 26). На Балканском ТВД весной 1941 г. они продолжали нести такую окраску. Через некоторое время все самолеты, участвовавшие в балканской кампании, включая бомбардировщики и разведчики, были снабжены желтыми элементами быстрой идентификации. Приняли следующую схему - краской RLM 04 окрашивался нос фюзеляжа в случае одномоторных истребителей или капоты двигателей у многомоторных самолетов, а иногда и оконцовки крыльев снизу. Так в апреле 1941 г. окрашивались «мессершмитты» Bf 109 Е из JG 77. Самолеты из JG 26 дополнительно получили белую полосу в хвостовой части фюзеляжа, особенно характерную для позднейшей Африканской кампании. Весной 1941 г. в 7./JG 26, базирующейся на Сицилии, на Bf 109 Е-7/ N летал командир эскадрильи обер-лейтенант Иоахим Мюнхеберг. Его машина несла «серый» камуфляж, опробованный в боях над Ла-Маншем - RLM 75/74 на верхних поверхностях и RLM 76 на нижних. Истребитель Мюнхеберга имел желтые нос и руль направления, белую полосу вокруг фюзеляжа, белый номер «12» и две эмблемы: эскадры JG 26 - черная готическая буква «S» на белом щитке, стандартно размещенная под кабиной, и «красное сердце» - эмблема 7 эскадрильи - нанесенная на верхней части капота. Кок был черно-зеленый (RLM 70) с белой «четвертушкой» и белым носком, означающими эскадрилью (того же цвета был вымпел на мачте антенны). Кресты на фюзеляже и на нижних поверхностях крыльев имели широкие белые элементы, а на верхних поверхностях - узкие (образца 1936 г., который в таком виде продержался до конца войны на большинстве самолетов Люфтваффе). Свастика находилась на стандартном месте, посередине неподвижной части вертикального киля. На желтым фоне руля направления виднелись 33 черных отметки воздушных побед.
На Балканах сражались и другие типы самолетов, обозначавшиеся характерным для этого района способом. Хотя позднее на Восточном фронте также использовались желтые идентификационные элементы, легко можно различить окраску самолетов на этих театрах. Прежде всего, на Балканах очень редко накрашивались желтые полосы в хвостовой части фюзеляжа, что регулярно делалось в России. Зато на Востоке в принципе не окрашивались в этот цвет рули направления. Также редко появлялся желтый цвет на капотах двигателей, а если и появлялся, то наносился лишь частично. Проще всего проследить все это на окраске «штукасов» - если на представленной фотографии Ju 87 имеет желтые (светлые в случае черно-белого снимка) нос и руль направления, то на 99% можно быть уверенным, что здесь представлен бомбардировщик в период боев над Балканским полуостровом. Например, «юнкере» Ju 87 В-2, S2+LN из 5,/St.G 77 нес типовые «балканские» обозначения: желтый капот двигателя (свободно снимающаяся при осмотре мотора часть), желтые руль направления и нижние поверхности оконцовок крыльев. Камуфляж на верхних поверхностях был черно-зеленый RLM 70 (без пятен RLM 71), а на нижних - стандартный RLM 65. Самолет принадлежал к 5 эскадрилье, цветом которой был красный, поэтому именно красной была четвертая буква кода на фюзеляже («L»), имевшая дополнительную белую обводку для большей контрастности на темном фоне. В цвет эскадрильи была окрашена и половина кока. Как и другие машины в этой эскадре, данный экземпляр имел только эмблему эскадрильи. «Штукасы» из St.G 77 несколькими днями позднее перебазировались на Восточный фронт, где желтые рули и носы были закрашены; одновременно введена желтая полоса вокруг фюзеляжа, сразу за крестом.
Описывая самолеты, воевавшие на Балканах, следует вспомнить, что со временем все чаще желтые идентификационные элементы на большинстве из них дополнялись белыми компонентами по примеру обозначений машин итальянской Regia Aeronautica, которые несли белые оконцовки крыльев, полосы в хвостовой части фюзеляжа и коки винтов.
Белые полосы на фюзеляжах имелись у части «мессершмиттов» Bf 109 из JG 26, на Не 111 из KG 26 и других, в том числе на Ju 88 А-4, 4D+HT из III./KG 30 «Adlergeschwader» («Орлиная»), базировавшейся на Сицилии и принимавшей участие в боях над Грецией. Самолет имел стандартный для бомбардировщика камуфляж, введенный еще до начала II мировой войны, в 1938 г., и применявшийся почти до ее окончания в 1945 г. Состоял он из двух оттенков зеленого цвета (RLM 71 и RLM 70) на верхних поверхностях и серо-голубого (RLM 65) на нижних. Капоты обоих двигателей были окрашены в желтый цвет, зато оконцовки крыльев снизу были белые, как на итальянских самолетах; белой была также полоса вокруг хвостовой части фюзеляжа. Третья буква черного кода на фюзеляже 4D+HT была - по инструкции - нарисована в цвете 9 эскадрильи (желтом), аналогично коку винта. Примером перехода целиком на «белую» систему обозначений (которую можно назвать «итальянской»), типовой для позднейшей Африканской кампании и боев над Средиземным морем, является вид «хейнкеля» Не 111 H-3,1Н+ММ из И./KG 26 «Lowengeschwader» («Львиная») в камуфляже RLM 70/71/ 65 с белыми коками винтов, белой полосой на фюзеляже и белым рулем направления.